Таинства праздника Иавана Купалы.

… катится годовое колесо от зимнего солнцестояния к Ивану Купале. Кто-то считает, что Купалу празднуют с 23 на 24 июня, кто-то – с 6 на 7 июля.

праздник Ивана КупалыДень Ивана Купалы – начало «убывания» видимого света, его высшее свечение перед погружением в Начало – Ночь – Мать и Супругу. Как свеча вспыхивает перед тем, чтобы погаснуть, так и здесь Свет находит своё Исполнение и Завершение. Эти празднования иногда называют летними святками, ведь они отмечаются в день летнего солнцестояния – что есть событие, зеркально противоположное зимнему солнцевороту, зимним святкам.

Согласно поверьям, это есть времена, когда границы между мирами видимыми и невидимыми, между «Явью» и «Навью» становятся прозрачней, а то и исчезают вовсе. Иногда считается, что в самую короткую ночь нельзя спать, так как оживают и становятся видны и близки русалки, домовые, водяные, лешие.

Интересно также, что в церковном календаре день Ивана Купалы почти совпадает с днём святых Петра и Февроньи, олицетворяющих любовь и супружеское счастье. Грани любви бесконечны.

Огонь и Вода –  Мужское и ЖенскоеЖизнь и Смерть – становятся едины 24 июня (7 июля по новому стилю), в день Ивана Купалы. Священный брак Ивана (Яна) и Девы Купалы древние славяне отмечали разжиганием костров по берегам рек, песнями и хороводами. Купальская ночь – самая короткая в году, важный временной рубеж, когда годовой цикл меняет свое направление. В этот момент все готово обратиться в бездну хаоса, сам мир и пребывающий в нем человек оказываются открытыми для разрушительного и в то же время оживотворяющего воздействия сверхъестественных сил.

Отношение к этим силам в народном сознании всегда было двойственным: с одной стороны, они ужасали, а с другой – завораживали. Хорошим примером подобной двойственности служит народное поверье, согласно которому ночь на Ивана Купалу – это единственное время в году, когда цветет папоротник. Человек, нашедший его, обретал божественное знание, и вместе с тем обладание волшебным цветком открывало его душу для воздействия нечисти.

Праздник Ивана Купалы отмечался не только славянами. Под другими названиями он распространен в большей части Европы. Даже сейчас в некоторых деревнях, особенно в Малороссии, можно встретить его. Тайный символический смысл купальских ритуалов можно восстановить, если сравнить мифологию и культы различных индоевропейских народов – греков, персов, индийцев и т.д. Сегодня древние обряды выглядят скорее как народные забавы, но чувство таинственного продолжает жить в сердце каждого человека.

А посему мистерия купальской ночи будет возрождаться!

Обретение вечности

Праздник Ивана КупалыДень Купалы – это пропасть между мирами, дыра во времени. В нее, как в сказке, влезает Иван-Дурак и становится Иваном-Царевичем. Через соединение с прекрасной женой, омытый подвижными водами, Бог возвращается в землю, к своей Матери. Его жена и есть его изначальная мать, а потому именно она – Купала (она же Марена, Мать Сыра Земля) дает ему жизнь вечную.

Как царевна подводного мира она Марена, как невеста Ивана – Купала, как земная жена – Марья, а как его мать – она Мать-Земля.

Обратившись к внутренним материнским водам (мертвым водам), Даждьбог – огонь (бог-солнце на земле) оживает и соединяется со своей женой. Теперь она в нем пребывает как его мать. А он оплодотворяет ее как отец нового бога, которого будет вынашивать вода внешняя. Она его мать как земля, вынашивающая в себе его новую жизнь, она его жена, пребывающая внутри него, и она мать его детей и всего мира как вынашивающая его семя.

Купала! – Женский день!

Огонь – стихия подвижная и, в то же время, неизменно сохраняющая свою форму. Это символ Даждьбога – подателя жизни, он же Иван – главный герой праздника летнего солнцестояния или Перун, который, согласно поверьям, спускается на папоротник, отчего тот начинает цвести.

Символика ритуального действия праздника Ивана Купалы сводится к одной формуле: огонь в воде – вода в огне – огонь в земле – огонь из воды. Мифология связывает водную и земную стихии с женским началом, а структура обрядовой жизни многих древних обществ повторяет формулу, в которой женщине принадлежит особое место. «Так то матки нам подали (передали), сами также от других переняли, чтобы на день святого Яна всегда соботка пылала», – поют девушки в купальскую ночь.

Праздник Ивана КупалыДо сих пор жив образ женщины как матушки-прародительницы, Праматери всего живого, в том числе вечно живого Бога Солнца. Она обладает знанием жизни и смерти, а потому может управлять процессами перехода одного состояния в другое. В таком качестве это уже женщина-повелительница царства мертвых. Ее знание хранится бережно и передается из поколения в поколение ее девственным дочерям.

Они же в древних культурах, в частности в римской, известны под названием весталок – хранительниц священного огня, невест верховного божества. Из своей среды они выбирают главную жрицу, осуществляющую тайное знание преданием себя в жены огненному богу с тем, чтобы обеспечить ему вечную жизнь, вернуть его к Праматери.

Странные законы соединения несоединимых начал, огня и воды, жизни и смерти, превращают святых дев в пребывающих в безумном экстазе вакханок (образ из древнегреческого культа). Но затем они становятся плакальщицами, словно вода реки, сопровождающими гроб со своим живым богом.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

*